О коровах, которые разгуливают на горе возле Кенозера, можно сказать, что это счастливые коровы. Вот так свободно гулять по столь живописным лугам не каждой корове выпадет удача.
Безусловно, у этих коров должно быть и молоко совсем другого вкуса, нежели у тех, которые никогда не покидают коровников и питаются исключительно комбикормами. Это молоко пахнет травами, цветами, солнцем. Неслучайно за ним стоят в очередь и туристы, и местные жители, в том числе из других сёл, куда фермер Александр Крехалев тоже доставляет свою продукцию.
Пока у него пять коров, летом они дают по 100 литров молока в день. Сейчас вполовину меньше. Сам Александр Николаевич говорит, что молоко, которое дают его коровы, имеет выраженный сливочный вкус. Потому что они айширской породы – он специально за ними ездил в Карелию.
Зачем такие сложности? Дело в том, что фермер из деревни Вершинино решил варить сыры. А по его словам, для этого дела подойдёт молоко не каждой породы, айширская – самое то.
– Для сыра ведь важна не жирность молока, а количество белка в нём, – объясняет Александр Николаевич. – Поэтому холмогорка нам не подходит, хотя порода сама по себе хорошая.
Александр Крехалев 15 лет проработал на ферме у предпринимателя. А потом решил сам заняться фермерским делом.
– У нас те, кто держит коров, молоко только продают, а я понял, что надо налаживать переработку, это гораздо выгоднее, особенно в сезон, когда сбыт падает, – объясняет он.
Изготовлять сыры он учился онлайн – есть преимущества современных информационных технологий, которые позволяют получать образование, не отходя от производства. Тем, кто хочет, конечно. А Александр очень хотел. Первые свои сыры сварил дома, что не весьма удобно.
А сыроварню самому не построить – слишком дорого. Но фермера поддержал Кенозерский национальный парк – Александр Крехалев получил его мини-грант, став победителем конкурса по развитию предпринимательских инициатив «Северное сияние». Проект, который он предоставил на конкурс, так и называется – «Кенозерские сыры».
– Конечно, без поддержки парка такое дело мне бы сейчас одному не потянуть, – говорит вершининский сыродел. – Парк очень помог. А мне работать очень интересно, нравится осваивать новые сорта сыров.
По словам Александра Николаевича, он уже может изготовить 28 сортов. Среди них сложные – швейцарский белпер кнолле, итальянский столовый качотта, левантийский рассольный халуми. Есть и простые, но тоже вкусные, например, адыгейский, которому созревать не надо. Но особая гордость сыровара – сыр пармезан, который у него зреет уже больше года.
В сентябре, когда летний туристический сезон пошёл на спад, Александр Николаевич заложил новые головки сыров разных сортов для созревания объемом в пять с половиной килограмм. Он считает, что в крупных головках сыр вкуснее. Впрочем, чтобы создать сырный шедевр, надо учитывать множество нюансов и постоянно учиться.
Спрашиваю – проблем с заготовкой сена нет? Александр Николаевич отвечает, что земли достаточно – он обкашивает гору, иначе там всё зарастёт. И у него у самого 30 гектаров земли.
– У нас есть где работать, но работать некому. Государство преимущественно поддерживает крупные животноводческие комплексы, – говорит Александр Николаевич. – Хорошо у нас парк, они нам помогли на старте, и дальше вместе будем работать. А у кого такой поддержки нет, очень трудно.
Александру Крехалеву повезло – у него есть поддержка, а также есть рынок сбыта – его продукция нарасхват. И парку хорошо – есть, что показать туристам, а к тому же они имеют возможность купить свежее молоко и сыр, изготовленные местным мастером.
В семье Крехалевых четверо детей. Уточняю, как родители настроены – будут ли рады, если дети, когда вырастут, останутся дома? Ведь есть, что им передать…
– Это будет их выбор, – отвечает Александр Николаевич. – Но, конечно, буду очень рад, если они останутся дома и продолжат моё дело.
Появилось дело у родителей, значит, перейдёт оно детям. И есть большая вероятность, что они останутся здесь. От своего дела зачем уезжать в неизвестность?
Тем более что кругом красота Кенозерского национального парка, в которой обитают вполне счастливые коровы, дающие молоко сразу сливочного вкуса. А он передаётся сырам, которые сейчас зреют по всем правилам сыроварной науки.