Весь год, объявленный Президентом России годом семьи, центр сельхозкомпетенции посещал семейные фермерские хозяйства, знакомился с ними, а потом рассказывал об их достижениях и семейных традициях. Мы рассказали:
- о животноводах: Цибуцининых и Власовых из Котласского округа, Водянниковых из Пинеги, Мокеевых из Красноборска, Сергеевых из ООО «Шадреньга» Вельского района, овцеводах Карелиных из Шенкурска;
- о растениеводах Надеиных с островных территорий Приморского округа, овощеводах Ухановых из Шенкурска, Ананьиных и Варфоломеевых, занимающихся ягодниками, Поповых - Енокян, заложившие свой облепиховый сад в Вельском районе.
Сегодня речь пойдет о семейной династии Гагариных - рыбоводов с озера Пикалево Приморского округа, где летом побывала руководитель центра сельхозкомпетенции Людмила Воронская.
Разговор с Евгением Юрьевичем о семейном деле Гагариных, начатом в 1991 году его отцом Юрием Яковлевичем сегодня зашел уже в гостях в центре сельхозкомпетенций.
Наш опыт - сын ошибок трудных! (рассказ от первого лица).
«Отец работал на заводе «Полярная Звезда» инженером-электронщиком, быт устоялся, и ничего не предвещало новых изменений. Но… На северодвинские заводы поступает разнарядка – каждый завод должен был организовать подсобное хозяйство для обеспечения своих работников продовольствием. У молодых энтузиастов с «Полярной Звезды» возникла идея заняться разведением рыбы.
Опыта никакого не было, ихтиологи были только на Солзенском рыбзаводе, с ними и консультировались, зато был молодой задор, энтузиазм и желание заниматься новым интересным делом. Кстати, отец был секретарем комсомольской организации на заводе.
Озер в окрестностях Северодвинска достаточно, выбрали озеро Верхнее Карахатское по принципу транспортной доступности (дорога близко), да и просто здесь им понравилось. В выборе рыбы сомнения не было – конечно форель: неприхотлива к среде обитания, переносит низкие температуры, за год наращивает массу для продажи! Что еще надо?!
Конечно, первый год был «провальным»: сколько рыбы завезли, столько и вывезли… Но начатое дело уже «затянуло», появился интерес и даже когда «Полярная Звезда» отказалась от своего подсобного хозяйства, отец с друзьями не бросили начатое дело, попытавшись поставить его на коммерческие «рельсы» в фирме СКП «Техноцентр». В целом опыт выращивания на озере Верхнее Карахатское оказался неудачным, так как на третий год форель в ходе зимовки (в ноябре) вся погибла от недостатка кислорода, вызванном низкой проточностью озера и высоким уровнем ила-сапропеля.
В 1994 году отец решил попробовать себя сам, уже на озере Пикалево, открыл свое собственное дело. Человек он был рискованный: без денег, с рынком сбыта тоже были проблемы, но была цель и мечта. Опыт приобретался и приумножался в процессе деятельности. Каждый год что-то новое.
Перешли на озеро Пикалево, завезли рыбу, летом она хорошо развивалась, а осенью из-за нехватки в отечественных кормах витамина Д рыба погибала, но дело уже начато. Перешли на финские корма. Много чего не знали в то время, учились на опыте – сын ошибок трудных!
В то тяжелое время 90-х годов и начала 2000-х отец уже начал заниматься туризмом, обустроил базу отдыха, построен был небольшой вигвам. Принимали гостей фестиваля «Сполохи», здесь рыбачил Сергей Миронов, тогда еще будущий спикер Совета Федерации. Умер отец здесь же на озере в феврале 2007года.
Мне пришлось принять дело отца. Я, конечно, не хотел этим заниматься, по образованию я, как и отец, инженер-электронщик, работал на северодвинской «Звездочке» и меня все устраивало. Николай Яковлевич Калистратов, в то время директор завода «Звездочка», настоял, что бы я продолжил дело отца.
Ничего совершенно я не знал. Например, о том, как важен кислород для рыбы, узнал только через три года самостоятельной работы, постоянно читал учебники, приобретал знания, необходимое для рыбохозяйственной деятельности приборы и оборудование.
Риски в рыбоводстве очень высокие. Зависит оно от очень многих факторов, один из главных погода. Помните, в 2010 году было очень жаркое лето. Оптимальная температура воды для форели +12-+16 гр., вода в озере в июле-августе прогревалась до +25 гр., еще один градус и форель могла бы погибнуть. Производство могло быть загублено. Пришлось рыбу не кормить целых больше месяца, активность ее упала и жару пережили.
Малька закупаем в Мурманске, корма фирмы «РусМодус-Фид» из Беслана. Результаты каждый год разные: один год рыба мелкая – приходится реализовывать чуть ли не по цене себестоимости, следующий – уже лучше. В Архангельской области реализуем через торговые сети «Макси» и «Гарант», и конечно на ферме – на озере Пикалево. Объём выращивания рыбы по годам разный, 40-100 тонн в год. Проблемы со сбытом форели плавающие, спрос зависит от многих факторов. Много проблем с поиском новых водоемов, они у нас в области слишком заболоченные, и не обеспечены транспортной доступностью и энергетической инфраструктурой.
Туризмом активно занимались до 2017 года, теперь поток желающих отдохнуть туристов на нашем озере сильно снизился. Нужна асфальтовая дорога до озера, ведь прямо вокруг Северодвинска есть озера и СНТ с базами отдыха, куда можно доехать по асфальтовой дороге с комфортом без тряски по грунтовке и отдохнуть, тогда конечно, поедут не ко мне.
Семья меня, конечно, поддерживает, жена – мой верный помощник, у нас три дочери, внуков жду – буду их учить, как выращивать рыбу.»
«Товарным рыбоводством на территории Архангельской области занимаются 8 предприятий, большинство из них семейные фермерские хозяйства, где родители передают свое начатое дело сыновьям, внукам. Казалось бы, выпусти рыбу в озеро – пусть растет, но это каждодневный труд, рыбоводство – затратная отрасль. Госпрограмма развития сельского хозяйства в Архангельской области предусматривает поддержку рыбоводных хозяйств, компенсируя часть затрат на приобретенные корма и рыбопосадочный материал, на возмещение части затрат на приобретение оборудования и на килограмм реализованной рыбы.» – подвела итоги интереснейшей беседы с Евгением Гагариным руководитель центра сельхозкомпетенции Людмила Воронская.